Клуб

 

Самым любимым и достопримечательным местом для сельчан из Каншуей был старенький клуб, стоящий между мельницей и амбулаторией. В клубе выступали гастролёры: бродячие артисты из Молдавии, Украины, циркачи из Москвы, Ленинграда с маленькими пушистыми собачками – болонками, умеющих считать, и со смешными обезьянками мартышками, корчившими рожу нам детям. Со смеху люди падали со стульев. Огромные удавы наводили страх на всех, никто из зрителей не соглашался близко подойти к ним.

Фокусники вытаскивали из своих черных больших шляп – котелков голубей, букеты ярких цветов, бесконечно длинные разноцветные ленты, часы и кошельки сельчан, пропавшие, исчезнувшие бесследно в никуда, при давке в клубе, на представлении. Раздавались возгласы удивления хозяев, потерявших, а затем нашедших свое богатство в шляпе – котелке фокусника, смех и хохот зрителей. Все представления проходили при керосиновых лампах и фонарях из-за отсутствия электричества в нашем дальнем селе. Иногда выручал киномеханик, приезжавший из района один – два раза в неделю на полуторке, старой развалюхе, показывать фильмы. Артисты договаривались с ним, и он включал маленький бензиновый движок, который освещал ярким электрическим светом сцену и зал клуба. Целыми семьями приходили сельчане на представления заезжих артистов — гастролеров, приносили из дому стулья, табуретки. Молодёжь тащила длинные, зеленные скамейки с ближайшего кладбища. Оставшиеся без мест, люди стояли в проходах, ребятишки сидели на подоконниках. В клуб, рассчитанный на сто человек, набивались до триста и более зрителей. После выступления артистов, зрители потные, липкие в мокрых рубашках, покидали душный клуб, тащили с собой стулья, табуретки, скамейки на улицу, на свежий прохладный воздух летней ночи, рассаживались перед большим белым экраном, висящим на наружной стене клуба, и оставались смотреть любимые индийские фильмы до рассвета, под открытым небом с миллиардами сверкающих звездочек. Работал в клубе театральный кружок. Молодёжь, старшеклассники ставили спектакли по произведениям М.Чехова на кабардинском языке, или сами сочиняли и играли героев в своих спектаклях. На премьеру спектакля приходили все сельчане. Маленький клуб не мог вместить всех желающих, люди ждали по несколько часов, чтоб попасть на повторный премьерный показ. В клубе проводились партивные собрания, собрания колхозников, где награждали орденами, медалями, отличившихся ударным трудом доярок, трактористов, комбайнеров. Мне было шесть лет, я со своими сверстниками смотрел фильм про моряков, где главную роль играл Фёдор Шаляпин, он пел песню про Одессу – «А Одесса наша велика», вдруг фильм перестали показывать. Обьявили, что умер наш Вождь, И.В. Сталин. Сразу возник стихийный митинг. Выступили несколько мужчин с пламенной , трогательной речью. Люди плакали, говорили: “Как нам жить без Сталина? Что теперь будет?” После короткого митинга все разошлись по домам. Обьявлен был траур по вождю. В клубе на всех веселых мероприятиях, на спектаклях, на киносеансах, на самом лучшем месте впереди сидела Гуашлана – юродивая. Этих юродивых в нашем селе было три женщины: Гуашлана, Куша, Люба.

Все село бережно относилось к этим женщинам, опекало их, почитало как святых. Мы, маленькие ребятишки, понимали, что они какие – то особенные, немножко не в себе, но никогда не дразнили и не обижали. Гуашлану дети уважали и любили, она была веселой женщиной, рассказывала нам смешные байки, а мы слушали с открытым ртом, верили всему. По ее внешности, чистой одежде, по разговору, посторонний человек не мог и подумать, что она в любую минуту ошарашит собеседника, прикинется тихим ягненком, обманет, обведет вокруг пальца. Сколько раз она разыгрывала, обманывала сельчан, не сосчитать. Но люди снова и снова попадались на ее удочку розыгрыша, обмана. Нас детишек она никогда не обманывала и не обижала. Это было для нее табу. Гуашлана часто заходила к нам домой, наша мама подкармливала вечно голодную, бедную женщину. Пришла она как то к нам, а родителей наших нет, они на работе, ткнулась туда сюда, походила по двору, где бегали мы ребятишки, зашла в дом, мы и не обратили на нее внимания, ищет бедная женщина еду, а еды нет, нет даже корочки хлеба, все сьели мы маленькие ребятишки, а нас было шестеро и в добавок, большой дворовый пес Цома, который доедал после нас оставшиеся крошки. Нашла Гуашлана в доме целый брусок черного хозяйственного мыла и сьела, выскочила во двор, что то мычит, вся зеленная, пускает пузыри изо рта, упала на землю, судорожно бьется, закатывает глаза, будто умирает. Помочь некому, взрослых дома нет. Побежал я быстро в сельскую амбулаторию, находившуюся в ста метрах от нашего двора, позвал доктора Артюшу (Аркадия), который и спал бедную женщину. Доктор Артюша приехал работать к нам в село из Ростова. Все село с уважением относилось к нему. Дети обожали его, дружили, не боялись и не плакали, когда он делал уколы, осматривал, щупал животики. Мне он вскрывал гнойник на правой пятке , образовавшийся после занозы. Целую ночь я не спал, мучался, пятку будто кололи острой иголкой, били палкой, надували воздухом, а утром он за один миг меня вылечил, ткнул неожиданно скальпелем в мою пятку, боль сразу прошла, наложил повязку, и я побежал домой радостный и здоровый. У Доктора Артюши лечились не только жители нашего села, но из ближайших сел нашего района, Осетии, Ингушетии и Калмыкии. Когда его перевели в город Ростов на Дону преподавателем в мед.институт, люди очень переживали и жалели, что потеряли такого хорошего доктора. Не могли забыть его долго. Однажды Гуашлана, поздно вечером забежала в сельский клуб, набитый до отказа детьми, женщинами, мужчинами, где в это время показывали двухсерийный индийский фильм «Зита и Гита», и стала кричать, что убил себя ножом Мишка А., что он лежит весь в крови, возле сельского кладбища. Поднялся переполох, фильм прервали, выскочил народ из клуба, бросился на кладбище. Побежали и мы ребятишки. Бежит впереди всех Гуашлана, вопит, плачет, рыдает, причитает. Внезапно толпа бегущих людей остановилась, замерла, наступила тишина, затем впереди стали хохотать, ругать Гуашлану, а ее след уже давно простыл, убежала она в суматохе. Оказалось, что с толпой бежал якобы убивший себя Мишка А… Он стоял возле своего двора, курил, думал пойти на вторую серию сеанса, мимо него стала пробегать толпа кричавших, орущих, вопящих людей во главе с Гуашланой, присоединился инстиктивно к этой толпе и побежал со всеми, спрашивая у рядом бегущих: Что случилось? Куда бежим?

От возбуждения, бегущие рядом люди долго не соображали, не могли понять, что с ними бежит «покойник», виновник всей этой кутермы, что он жив и здоров. Сообразив, поняв, что Гуашлана очередной раз обманула, надула, провела всех, организовав такую веселую для нее и всего села заваруху, сельчане ругались на нее, со смехом, хохотом, шутками друг над другом, и над ожившим чудесным образом «покойником», возвращались в клуб с безвинно пострадавшим молодым парнем, досматривать любимый индийский фильм про «Зиту и Гиту». Минуло десятки лет. Сельчане не забыли, помнят Гуашлану, как веселую, умную, женщину, умевшую рассмешить, развеселить, разыграть, обвести вокруг пальца любого человека. До сих пор мы смеемся над ее смешными розыгрышами.

1 марта 2016 год. Михаил Карашев.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.