Колодец

Посвящаю светлой памяти дедушки
Карашева Джамала Хагуцировича
.

В детстве отец отвез меня с братиком Вовой к дедушке Джамалу в Муртазово, ныне город Терек, попросил дедушку присмотреть за нами недели две — три. Оставил нас, а сам поехал лечить фронтовую рану в военный госпиталь.

Дедушка Джамал жил недалеко от железнодорожной станции Муртазово, работал на этой станции охранником в ночную смену, охранял кукурузу – маис, привозимую из Канады на эту станцию, для Александровского спиртового завода. Днем проводил время с нами, иногда водил нас на свою работу где мы с братиком катались с больших гор кукурузного зерна, то зарывались в это зерно и прятались от деда.

Дедушка возил нас на сенокос, ловить форель на безымянную речку, протекавшую в лесу между селением Арик и Александровка. Форель будто дразнила нас маленьких детишек, выскальзывала из рук, проплывала между ног с огромной скоростью, исчезала под корнями деревьев, растущих вдоль речки, затем снова появлялась и эта ни одна рыба, а целый косяк. Мы бегали за ней, падали в речку, не могли впоймать ни одну из сотен рыб.

В отсутствии дедушки Джамала за нами присматривали старшая дочь деда Соня, маленькая женщина ростом в полтора метра, и ее супруг Мачраил, высокий мужчина более двух метров. Жили они по соседству через дом от деда, своих детей у них не было, обхаживали меня с братиком как своих родных детишек. Очень интересно было смотреть как она ухаживала за своим двухметровым супругом, как за маленьким дитём. Говорила: “Тише ! Тише ! Дети ! Мачраил спит, он после ночной смены отсыпается”. И мы ребятишки, чтобы не мешать Мачраилу, убегали обратно к дедушке Джамалу во двор, в огромный огород, посредине которого находился колодец. Из этого колодца качали воду водоворотом по трубе, опущенной на дно. Внутри трубы была цепь, крутили водоворот, и вода по звеньям цепи поднималась вверх, выливалась в металлическое корыто, оттуда по системе труб растекалась по всему огороду, деревьям, кустам помидоров, огурцов, даже к арбузам и дыням. Поступала вода в сарай к телятам и коровам, в птичник, курам, гусям, индюкам.

Колодец был глубиной метра три, а у нас дома в Канщуеей, глубина колодца достигала тридцати метров. Стенка внутри колодца в круговую была обложена разноцветным речным камнем – булыжниками. В прозрачной воде колодца плавала одна большая форель с изумрудно зеленной окраской. На дне колодца была видна каждая песчинка. Дедушка строго настрого запрещал нам детишкам подходить к колодцу без сопровождения взрослых, заглядывать в него и кормить рыбу.

Долгое время мы послушно исполняли наказ дедушки, боялись его, до того он был строгий. Но в один прекрасный день мы нарушили свое обещание. Дедушка уехал на воскресную ярмарку в поселок Майский – ныне город Майский, оставив нас под присмотром Сони и Мачраила. Мачраил прилег отдохнуть после ночной смены, а Соня отправила нас играть во двор к дедушке, чтобы мы не будили ее любимого супруга.

Оставшись без присмотра взрослых, мы с братиком решили покормить голодную рыбу, живущую в колодце. Захватив на кухне лепешку, проникли в огород через забор, калитка была закрыта амбарным замком. Кинулись к колодцу, стали кидать крошки лепешки форели, наблюдали как она выпрыгивает из воды и ловит их на лету. Наскучило вскоре нам такая забава с братиком. Я вспомнил, что наша мама Катя, работающая в школе учительницей, рассказывала, что если залез в колодец в ясный солнечный день, то можно увидеть ночное небо – звезды и луну. Я спросил братика Вову: “Хочет он увидеть звезды на небе днем?” Он сразу согласился.

Долго я не решался, примеривался, как спуститься в колодец. Наконец, я, уцепился за трубу и, наступая осторожно на камни в стенке колодца, стал медленно опускаться внутрь. Вдруг я соскользнул с мокрых камней, не удержался за влажную трубу, свалился в колодец, нырнув с головой в ледяную воду. Вынырнул а вода выше моего роста, еле нашел место в углу, где я стоя на цыпочках, высунул один нос и глаза из воды.

Форель с испугу металась кругами внутри колодца, шлепая меня своим хвостом по лицу, по ушам. Искры посыпались у меня из глаз а Вова маленький, глупый еще, все спрашивает меня: “Вижу я звезды и луну?” Готовится тоже залезть в колодец. Не поймет, что я попал в беду, в безвыходную ситуацию. Я пытаюсь вылезти из колодца, но все время соскальзываю с мокрых камней и трубы. Ныряю снова и снова обратно в воду с головой. Кричу « Вова ! Беги к дяде Мачраилу, скажи, что я упал в колодец ! Я сам не выберусь!»

От холода перехватило дыхание, зубы выбивают барабанную дробь, ног не чувствую, руки одеревенели, не могу шевелить пальцами. Через две три минуты прибежали несколько мужчин во главе с Мачраилом. Мачраил спрыгнул в колодец схватил меня и передал другим мужчинам. Вытащили меня из колодца. Уложили на бурку, постеленную на земле, обтирают сухой тряпкой все тело, натирают кожу аракой. Спрашивают: «Как угораздило меня упасть в колодец?» Я рассказываю, что сам залез в колодец, хотелось увидеть днем звезды и луну. Прибежали все оставшиеся соседи с женами и ребятней. Ахают, охают, хохочут, переспрашивают «Видел ты луну и звезды?» Я отвечаю, что не до этого было чтобы смотреть на небо, пытался вылезти из колодца, спастись.

Чтобы не напугать дедушку Джамала вся улица придумала план действий. Первым встретил, ехавшего на бричке, дедушку его друг Миша Шомахов, который жил в начале улицы Калмыкова. Пригласил дедушку зайти к нему на минуточку, разговорились, угостил дедушку аракой и гедлибже. Потом к ним присоединились остальные мужчины вместе с Мачраилом. Все были уже на веселе, но никто не мог первым рискнуть и рассказать про нас, боялись дедушки. По очереди произносили тосты в честь дедушки, стали хвалить нас маленьких детишек, что мы такие умные, смелые, самостоятельные. Дедушка насторожился, спрашивает: «В чем дело, что случилось?» Протрезвел. Он произнес два слова: «Залезли в колодец?» Все бросил и побежал домой, чтобы убедиться, что мы живы и здоровы.

Увидев нас целыми, здоровыми, веселыми, дедушка не сказал нам ни одного обидного слова, не ругал. Спросил: «Ребятки, полезете еще раз в колодец когда либо или нет?».

Мы с братиком твердо обещали, поклялись, что такой глупости больше в жизни не совершим. Про этот случай дедушка Джамал никогда не рассказывал нашим родителям, а мы молчали чтобы нам не попало от папы и мамы.

7 февраля 2016 год. Михаил Карашев.

 

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.