Мастера

Первого января 1986 года меня назначили заведующим нового, третьего, спецнаркологического отделения диспансера, которое было создано впервые в Республиканском наркологическом диспансере. Также в наркологический диспансер были переданы первое и второе наркологическое отделения Республиканской психиатрической больницы. Целый двухэтажный корпус психиатрической больницы заняли эти три отделения. В течение нескольких часов сотрудники установили оборудование, мебель и подготовили новое отделение к работе. Начали прием больных, которые по состоянию здоровья не могли находиться на принудительном лечении от хронического алкоголизма в лечебно трудовом профилакторий. МВД организовало круглосуточную охрану спецконтингента нашего нового отделения.

Благодаря моему другу, главному врачу психбольницы Шакову А. в новое отделение перевелись самые лучшие сотрудники из психиатрической больницы, санитары, санитарки, медицинские сестры. Ожидали, что в отделение будут поступать не управляемые, озлобленные на всех пациенты. Но в действительности сюда стали поступать отличные мастера, классные специалисты, с высшим образованием, интелегентные люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации по различным причинам, из-за слабохарактерности, из-за конфликтов в семье и на работе.

Как с маленькими детьми возились с каждым пациентом сотрудники нового отделения, ни на одну минуту не оставляли их на едине со своими проблемами, выслушивали все жалобы, помогали советами, учили как преодолевать тяжелые жизненные ситуации без алкоголизации. Основным методом лечения больных была трудотерапия. Больных устраивали работать на крупные промышленные предпиятия города, иногда даже на прежнее место работы. В сопровождении трудинструкторов каждое утро их развозили на работу, где они трудились под наблюдением бригадиров, мастеров, начальников цехов, так и происходила их реабилитация, возвращение к нормальной жизни. Через месяц, два, родственники больных меняли отношение к ним, обивали пороги диспансера, обращались в суд, чтобы их сыновей, мужей, отцов восстановили в правах и отпустили домой.

1986 год, сотрудники нового спецотделени. В центре, в последнем ряду
Карашев Михаил — заведущий отделением.

Наши больные строили кардиологический центр, детскую больницу, роддом в Дубках. На специальные счета больных поступала зарплата, заработанная ими на предпиятиях города. Через месяц, два невозможно было узнать наших пациентов, за это время решались семейные проблемы или другие конфликты в жизни. Бывшие больные в корне меняли свои взгляды на жизнь, поведение, отношение к родственникам, к друзьям, к работе. Исключали алкоголь из своей жизни, становились трезвенниками. Благодаря этим “мастерам” я заного пересмотрел свои взгляды на жизнь, учился на их ошибках, стал относиться бережнее к людям, попавших в ловушку алкогольной зависимости. На новой работе пригодились опыт полученный на службе в армии, знания полученные в ординатуре, практические навыки полученные по оказанию экстренной помощи тяжелым больным. Наше отделение стало образцовым среди лечебных учереждений всего города. В отделении появились новые телевизоры, холодильники. Питание больных улучшилось из-за спонсорской помощи предпиятий города и совхоза Нальчикский, где больные помогали убирать урожай ягод, фруктов. Заготавливали сено по разнарядке партийных органов, возложенных на Министерство здравоохранения. Работу выполнил на отлично. Помог даже выполнить план по заготовке сена городской больнице, где я раньше работал.

В отделение работал сплоченный, дружный коллектив, каждый из сотрудников достоин лестных слов. Старшая медсестра Жарикова Т.М. участник Великой Отечетвенной войны, к которой я относился как к родной матери, без ее советов я не делал ни один шаг. Процедурная медсестра Заикина С. была самая опытная в двух диспансерах, наркологическом и психоневрологическом. Милиционер поста охраны Хасан, который был мне как родной брат, на его дежурствах ни один пациент отделения никогда не нарушал больничный режим. Я сам тоже старался из за всех сил на благо коллектива, добился выделения дачных участков для них и всего диспансера, организовал новый автобусный маршрут номер 15 идущий из Александровки в нашу больницу. Партийная организация диспансера выбрала меня секретарем партбюро.

Город Киев, где мы остнавливались во время поездки в Венгрию.
Крайний слева, в первом ряду, Михаил Карашев.

 

По просьбе Горкома Комсомола, где работал мой младший брат Валера, встречал гостей из Никарагуа в своей новой кооперативной квартире. Готовились целую неделю, за час до прибытия гостей приехал в белой парадной форме, высокий, красивый лейтенант из ГАИ, убрал со двора машины. И вот конфуз, за десять минут до прибытия гостей, какой то пьяный мужчина подложил свинью, заснул на остановке напротив кинотеатра, возле нашего дома. Бедный лейтинат Х, будущий начальник городского ГАИ, в обнимку уводил прямо перед носом у гостей оравшего пьяного мужика за кинотеатр «Родина». Испачкал себе белую рубашку, хорошо, что была запасная зеленая. Угощал я своих гостей национальными блюдами, махсымой, кабардинской халвой, лакумами. Выпросил один из них нагрудный знак ЦК ВЛСМ, которым я был награжден в Армии, осталась у меня только сама грамота. Все гости благодарили меня за гостеприимство. Брата моего Валерия, Горком Комсомола поощрил, а затем Обком Комсомола забрал его к себе на работу секретарем. Мне выделили путевку для поездки в Венгрию.

Через 10 лет, неожиданно для всех, я уволился из наркологического диспансера и вернулся на работу в городскую больницу, в отделение Гипербарической оксигенации. Назначили заведующим отделением. Спасал отравленных угарным газом. Хирурги и гинекологи ходили за мной по пятам, просили взять тяжелых больных на сеансы баротерапии. Выручал всех, никому не отказывал.

В июне 2016 года отмечали сорокапятилетние окончания медицинского института. Было очень интересно встретиться со своими однокурсниками ребятами, которые не изменились за четыре десятка лет, и однокурсницами, повзрослевшими, похорошевшими, ставших похожими на строгих учительниц начальных классов, до того изменившимися, что их невозможно было узнать, а жаль.

15 Июля 2016 г. Михаил Карашев