Светлой памяти дяди
Кажаева Азаматгери Дигалиевича, моих родителей
Карашевых, Екатерине Никитичне, Хазриту Муридовичу посвящается.
Послушай меня внимательно Тамик,
внучек расскажу тебе про моего родного
брата Владимира двоюродного
тебе дедушки, интересную историю
с счастливым концом, приключившуюся
с ним в детстве, 65 лет назад.
Мне было 3 года, а братику Вове 2 года. Жили мы в далеком селе Каншууей — ныне Нижний Курп , на окраине нашей Кабардино-Балкарии, на границе с Ингушетией и Осетией. В красивейшем уголке. Не было в селе тогда ни электричества, ни газа, ни водопровода.
Но мы и не замечали таких неудобств. Свет нам давали керосиновые лампы, еду готовили на керогазах, воду доставали из глубокого колодца во дворе, крышку которого закрывали на замок, чтобы мы ребятишки туда не свалились. Мама Екатерина и папа Хазрит работали в сельской школе учителями, а нас детишек оставляли одних дома, где я присматривал за младшим братом Вовой. Целыми днями мы игрались, бегали с соседской детворой на речку Курп, по оврагам, по зарослям акаций, папоротника, хотя родителями нам было строго указано: «Со двора не выходить!»
Однажды, я взял с собой маленького Вову и повел его в Сельпо, так назывался сельский магазин где продавались конфеты, лимонад, одежда, и все что хочется купить ребенку и взрослому. Сельчане называли его “Лавкой чудес”.
В магазине заведующим и продавцом в одном лице работал папин друг Азамат. Очень добрый и красивый человек. Он часто заходил в гости к отцу. Своих детей не было, был холост. С нами детьми дружил и не стеснялся играть в прятки, жмурки и другие игры. Увидев нас братьев в магазине Азамат нам обрадовался, встретил нас как взрослых, расспрашивал как самочувствие и какими путями мы к нему попали без сопровождения взрослых? Угостил нас конфетами и лимонадом, посадил под прилавок в магазине, дал нам игрушки, чтобы мы играли и вели себя тихо.
Я наигрался, попрощался с дядей Азаматом и ушел домой один, оставив заснувшего на ватных тюках под прилавком братика Вову, хотел вернуться потом и забрать его, но я быстро забыл про него. Целый день я бегал игрался с соседскими ребятами, а про братика ни разу и не вспомнил. А друг отца Азамат и не заметил, что я ушел без братика.
Вечером пришли домой папа и мама стали искать Вову, а я забыл что был с ним в магазине и тоже искал в сарае, в овраге за огородом, в зарослях акации и папоротника. Папа искал Вовочку у соседей а мама бегала по дому, по двору, заглядывала в колодец и плакала что Вовочка пропал. Все соседи переполошились тоже стали искать моего братика. Даже собаки бегали, лаяли и видимо тоже пытались найти Вову. Наконец нашелся человек который вспомнил что он видел меня и Вову в Сельпо днем. Начали меня расспрашивать, и я вспомнил что он остался спать под прилавком у дяди Азамата в магазине.
Соседи, родственники кинулись искать Азамата, ели нашли. Доставили Азамата на бричке в Сельпо. Он открыл магазин, зажег лампы керосиновые, заглядывает под прилавок. Кричит: Вова! Вова! А Вовы там нет. Одни ватные тюки лежат. Мать рыдает, пропал Вовочка совсем, нет его нигде! Папа кричит, нашел! Вот Вова! Он в вате спит! Оказывается, он залез внутрь ватного тюка, и его маленького было там не видать. Все обрадовались, начали его вытаскивать из ваты. А он весь мокрый от лимонада, липкий от конфет, дергается, загребает руками, снится ему, что он плывет в речке Курп. Даже не проснулся, когда папа нес его домой. Дядя Азамат поседел за эти 5-10 минут. Появилась красивая прядь седых волос, которая украшала его всю жизнь. Он оправдывался, что не заметил, что Вовочка остался, подумал, что он ушел со старшим братом. А отец ему советует, женись, заведи своих детей, будешь внимательнее. Дядя Азамат скоро женился, завел своих детей и всю жизнь был счастлив
7 января 2016 год. Михаил Карашев.